Делимся с вами статьей о стадиях отношений менторинга по материалам рабочей группы, созданной Президентом Американской психологической ассоциации (APA) Джеральдом П. Кучером, которая исследовала программы менторинга для аспирантов – психологов, начинающих и опытных психологов.
Инициация — два человека начинают отношения менторинга.
Для неформального менторинга соединение в пары происходит через профессиональное или социальное взаимодействие между потенциальными менторами и менти.
Потенциальные менти ищут опытных, успешных людей, которыми они восхищаются и воспринимают как примеры для подражания.
Потенциальные менторы ищут талантливых людей.
Исследования в области менторинга описывают этот этап как время, когда потенциальный менти доказывает, что он или она достойны внимания ментора. Обе стороны стремятся к позитивным, приятным отношениям, которые оправдали бы время и усилия, требуемые для менторинга.
Формализованные программы управляют процессом соединения пар вместо того, чтобы позволять отношениям возникать самостоятельно. Хорошие программы учитывают демографические факторы и наличие общих профессиональных интересов. Менторы могут просматривать профили и выбирать себе менти, или администраторы могут составлять пары самостоятельно. Независимо от метода соединения, хорошая формальная программа менторинга предусматривает возможность обеим сторонам оценить оптимальность подбора пары.
Самосовершенствование — обучение и развитие. Если стадия 1 прошла успешно, на стадии 2 менти учится у ментора.
На этом этапе максимально реализуются две важные функции менторинга:
Функция, связанная с карьерой (часто проявляется первой) — ментор выступает коучем для менти в том, как выполнять работу более результативно и эффективно.
Такое сопровождение может быть и «спонсорским»:
— когда ментор находится внутри организации и дает менти задания с вызовом, максимизирует его влияние, видимость и способствует продвижению менти;
— менторы за пределами организации могут давать ценные советы как «процветать» и «выживать», не имея полномочий напрямую действовать от имени менти.
⠀⠀
Психосоциальная функция ментора проявляется после того, как ментор и менти установили межличностную связь — ментор принимает и подкрепляет профессиональную идентичность менти, отношения перерастают в крепкую дружбу.
Стадия 2, как правило, является позитивной для обеих сторон. Ментор делится с менти ценными уроками из своего опыта и знаниями. Менти также может давать ментору ценные уроки, связанные с новыми технологиями, новыми методологиями и возникающими вызовами в данной области.
Расставание — окончание отношений менторинга.
Может быть несколько причин для расставания:
— менти больше нечему учиться,
— менти хочет развить независимую идентичность,
— ментор сам может «отослать» менти, как родитель «отсылает» взрослого ребенка.
Этот этап может быть напряженным, если завершение отношений не принято обеими сторонами и одна сторона не желает мириться с потерей.
Менти могут чувствовать себя брошенными, преданными или неподготовленными, если они считают расставание преждевременным.
Менторы могут чувствовать себя преданными или использованными, если менти больше не ищет их совета или поддержки.
Переосмысление — ментор и менти признают, что их отношения могут продолжаться, но уже не будут отношениями менторинга. Если обе стороны успешно проведут переговоры на этапе 3, отношения могут перерасти деловое сотрудничество или в социальную дружбу.
В отличие от стадии 2, фокус отношений больше не сосредоточен на развитии карьеры менти. Бывший ментор может установить отношения с новыми менти. Аналогичным образом, бывший менти может выступать ментором для других.
Чтобы больше узнать о создании программ менторинга — посмотрите выступления I и II конференции «Менторинг в Бизнесе: ПРИМЕНЕНИЕ» на нашем канале ютьюб:
и пройдите курс для администраторов программ «Эффективный менеджер программ менторинга», автор Д.Клаттербак.
Оригинал материала: https://www.apa.org/education-career/grad/mentoring