Сегодня делимся с вами одной из тем курса «Эффективный бизнес-ментор» проф. Дэвида Клаттербака о вызовах, которые стоят перед менторами и коучами в момент, когда кажется: «Я все понял».

«Когда вы думаете, что понимаете о чем говорит человек — это момент, когда необходимо начать слушать в 2 раза внимательнее!

Это один из самых обманчивых моментов в коучинге или менторинге. Вы выслушали историю другого человека, пытаясь понять ситуацию. Естественным образом наступает момент, когда кажется, что все встает на свои места. Мы начинаем слушать более расслабленно и думать о том, что можем сделать, чтобы помочь ему справиться проблемой.

Но подождите. Все, что мы сделали на данный момент, – это придали смысл ситуации в контексте НАШЕГО СОБСТВЕННОГО опыта и шаблонов, которые мы увидели из собственных мысленных ассоциаций. Хотя что действительно важно на данном этапе, так это то, какой смысл вкладывает – или хочет вложить – в свой рассказ сам клиент. Когда мы ставим во главу угла собственный смысл, мы обесцениваем его.

Итак, в тот момент, когда мы думаем, что все понимаем, нам нужно еще больше сосредоточиться на том, чтобы помочь клиенту сформулировать закономерности и идеи, которые видит он. Для этого нам нужно «припарковать» наши собственные идеи, присвоив им в нашем сознании статус «интересные, но преждевременные».

Что обычно происходит, особенно с коучами, у которых есть сильная потребность привести клиента к решению, так это то, что мы обманываем сами себя: думаем, что мы недирективны, когда самом деле вопросы, которые мы задаем, основываются на наших собственных интерпретациях и смыслах. Таким образом, мы ведем клиента к решениям, которые кажутся рациональными и релевантными нам. Существующее доверие между коучем/ментором и клиентом таково, что клиент отказывается от собственного исследования проблемы и собственных попыток осмысления и полагается на то, что он воспринимает как нашу мудрость.

Так как же мы можем преодолеть эту инстинктивную тенденцию? Вот несколько практических способов:

Когда наши инстинкты говорят нам говорить больше, говорите меньше.
Нам не обязательно сразу делиться своими собственными мыслями. Лучше позволить нашему подсознанию дальше развивать связи и ассоциации, тем самым обогащая возникающую у нас внутри картину.

Проявите любопытство к тому, как клиент понимает смысл того, что говорит.
Используйте такие вопросы, как:
Кто или что имеет значение и не присутствует в картине?
Какие закономерности проявляются здесь для вас?
Что вы замечаете относительно себя, анализируя это?
Какая самая освобождающая мысль могла бы прийти вам в голову прямо сейчас?
Что уникального в том, как вы переживаете эту ситуацию?
Что изменилось бы в том, как вы это объясняете, если бы вы были полностью честны с самим собой?

Обратите внимание, что в этих вопросах нет ничего, что имело бы отношение к вашему собственному пониманию ситуации.

Используйте инструменты, например, попросите нарисовать ситуацию, которая отразит доминирующую метафору клиента.
Предложите ему занять разные позиции при рассмотрении каждого из игроков (людей или вещей) в его метафоре. Если вы замечаете, что рисунок также усиливает и ваше собственное понимание вопроса, проявите ЛЮБОПЫТСТВО. Спросите себя: «Что есть такого во мне и моем опыте, что заставляет меня видеть эту закономерность?»

Пройдя через эти шаги, вы вполне можете обнаружить, что ваша первоначальная интерпретация проблемы и ее контекста была довольно точной и очень похожа на точку зрения, к которой стремился клиент. Но теперь это ЕГО открытие, а не ваше. И очень вероятно, что в результате оно окажет на клиента гораздо большее влияние.

В завершение, когда будете проводить для себя анализ состоявшейся коучинговой/ менторинговой сессии, задайте себе ещё пару вопросов:
· Что я узнал о клиенте?
· Что я узнал о себе?»

Перед менторами стоят и другие вызовы: политика, изменение роли подопечного и тд, которые максимально полно раскрываются на курсе «Эффективный бизнес ментор», тренер Елена Челокиди.

Ближайшие даты уточняйте на сайте!