Делимся с вами статьей профессора Филиппа Росински, МСС в преддверии его тренинга «Коучинг культурных различий», который пройдёт в нашем Центре 18-20 февраля 2022 года.

«Разнообразие 3.0
Поощрение разнообразия и инклюзивности (D&I) все чаще воспринимается как общественная задача.
При этом D&I можно понимать на разных уровнях. Когда большинство организаций говорят о разнообразии, они на самом деле имеют в виду D&I 1.0 и не учитывают аспект развития творчества, единства и воздействия.

1.
 Разнообразие и инклюзивность 1.0 – внешнее (видимое) разнообразие

Борьба с предрассудками и дискриминацией в отношении определенных групп людей и содействие обеспечению равных возможностей — основная цель D&I 1.0.
Социальные понятия более размыты, чем мы думаем. Что значит черный человек? Кто-то с 1/8 черным происхождением? 1/16? Есть какие-нибудь черные предки? Все черные предки? Однозначного ответа нет. Тем не менее, двусмысленность не мешает людям мыслить в терминах “мы” против “них”.
Анри Тайфель показал, что легко вызвать “внутригрупповую предвзятость”, даже когда группы составлены случайным образом (те, кто в нашей группе, составляют “внутреннюю группу”, а те, кто снаружи, являются “внешней группой”).
Стереотипирование — распространенная тенденция, которая заключается в минимизации различий во внешней группе (т.е. “смещение однородности внешней группы”) и преувеличении различий между внешней группой и нашей внутренней группой.

Как показал Гордон Алпорт, категоричное мышление порождает предубеждение — “предвзятое негативное суждение о группе и ее отдельных членах”. Хотя предубеждение — негативное ОТНОШЕНИЕ, оно часто приводит к дискриминации, которая является “неоправданным негативным ПОВЕДЕНИЕМ по отношению к группе людей”.
Как только мы осознаем эту динамику, нам нет необходимости становиться жертвами пагубных явлений. Вместе этого мы можем научиться действовать ответственно и гуманно. Мы можем способствовать инклюзивности, что равносильно расширению нашей группы до, возможно, охвата всего человечества.
Махзарин Банаджи показала своим тестом на неявные ассоциации, что наши предубеждения могут быть бессознательными, действующими как “слепые пятна в наших умах”. Мы можем быть подсознательно предубеждены против определенных людей, не осознавая этого.
Повышение осведомленности играет ключевую роль — это также вопрос информированности о реальности во всех ее нюансах, выходящих за рамки ограничивающих стереотипов.

Антропология и традиционный межкультурный подход также очень полезны для описания культурных различий между национальностями и разными группами.
Герт Хофстеде сравнил культурные особенности разных стран (например, китайцы такие-то, французы такие-то). Другие исследователи сравнивали разные поколения (например, поколение X, поколение Y, бэби-бумеры).
Смысл здесь в том, чтобы помнить о различиях и избегать судить о людях исключительно по нашим стандартам — вместо этого стремиться понять их мировоззрение. Мы способствуем инклюзивности, приветствуя и интегрируя людей из разных культур.
D&I 1.0 занимается наймом /подбором людей из различных групп и содействует взаимопониманию и уважению.

2. Разнообразие и инклюзивность 2.0 – внутреннее (когнитивное) разнообразие

Здесь избегается само категоричное мышление, которое потенциально приводит к возникновению стереотипов и дискриминации. Помимо демографии, D&I 2.0 фокусируется на различных ментальных моделях.
Касс Санштейн показал, что когнитивное разнообразие (“с точки зрения идей и перспектив, не обязательно по демографическим признакам”) позволяет продвигать творчество и инновации.
Коучинг культурных различий делает это на практике, высвобождая силу, заключенную в культурном разнообразии, независимо от его демографического происхождения.

Опросник Структуры культурных ориентиров (COF) облегчает понимание основных культурных характеристик (подходов к управлению временем, организационным механизмам, моделям общения, способам мышления и т.д.) людей, команд и организаций.
Он также предлагает конкретный способ использования культурных различий.
На этом уровне происходит синтез культурных различий (“и” против “или”), содействуя единству в многообразии. Люди чувствуют, что их уважают, у них есть ощущение, что их различные точки зрения рассматриваются скорее как возможность, чем как угроза. Они чувствуют свою принадлежность и могут раскрываться в интересах всех сторон.

3.
Разнообразие и инклюзивность 3.0 – неявное (скрытое) разнообразие.
Культурное разнообразие может быть внешним (видимые различия, такие как этническая принадлежность, пол или возраст) и внутренним (культурные предпочтения в отношении управления временем, общения, мышления, организации и т.д.) – мы раскрыли это в подходах D&I 1.0 и D&I 2.0 выше.
Такое деление позволяет нам описать и, затем, расширить нашу внутреннюю территорию. Расширяя свое мировоззрение, мы получаем доступ к новым внешним возможностям и становимся более эффективными.
Это разделение скорее иллюзия — реальность не так проста. Все более сложно, чем мы думаем. В рамках голографической / органической парадигмы, которая выходит за рамки механистического мировоззрения, я предложил в 2019 году дополнительную классификацию: культурное разнообразие является явным (проявленным) или неявным (скрытым, но, тем не менее, потенциально доступным).

Например, команда может показаться относительно однородной и не будет считаться разнообразной в соответствии с обычными определениями (относящимися к видимым характеристикам или внутреннему /когнитивному разнообразию). Однако с голографической точки зрения, которая учитывает коллективное бессознательное Карла Юнга, а также веру коучей в огромный и, в значительной степени, неиспользованный человеческий потенциал, эта кажущаяся однородной команда все равно будет считаться разнообразной и разнородной, хотя и в неявном, развернутом смысле.

В книге “Создание ценности через межкультурный командный коучинг” (2019) я показал, как эта концепция может быть применена на практике при коучинге команд путем устранения культурных слепых зон (культурных ориентиров, которые члены команды упускают из виду, и которые могут быть полезны) и доступа к ее скрытому культурному потенциалу.
На этом уровне мы задействуем наш бессознательный потенциал разнообразия и используем его как индивидуально, так и коллективно.

Последовательность уровней D&I сопровождается увеличением сложности. Овладение D&I на предыдущем уровне необходимо для эффективной работы на следующем уровне. Например, если предрассудки и дискриминация все еще существуют, маловероятно, что различные точки зрения будут приняты, не говоря уже о том, чтобы использоваться.
А обратное воздействие возможно: по моему опыту, вмешательства D&I 2.0 и D&I 3.0 также оказывают положительное влияние на уровне D&I 1.0.

На практике коучинг культурных различий сочетает в себе уровни D &I 1.0, 2.0 и 3.0 в зависимости от ситуации и необходимости — он применим ко всем формам разнообразия!
Систематическое включение культурной перспективы в коучинг — огромная возможность раскрыть человеческий потенциал в его богатом разнообразии, даже когда различия все еще скрыты, а не раскрыты.»

Подробнее об уровнях коучинга узнайте у автора на его тренинге в нашем Центре!

Оригинал статьи: по ссылке.