Модель команды команд.
Есть мнение, что эра «команды команд» далека. Мы надеемся, что прочитав статью, вы обнаружите, что знаете организации, которые применяют эту модель взаимодействия уже сейчас. А как работать с «командой команд» в коучинге мы разберем на 3 модуле обучения командному коучингу уже 3-5 декабря.
Зачем же нужны «команды команд»?
Организации по всему миру сегодня сталкиваются со сходными проблемами: по мере усиления всеобщей взаимосвязанности и ускорении темпов изменений традиционные методы организации работы не всегда могут помочь.
В 1980 году Билл Дрейтон основал Ashoka (крупнейшую в мире глобальную сеть социальных предпринимателей, где применена модель «команды команд»). В одном из интервью он говорил, что со времен Промышленной революции эффективность и повторяемость были движущими силами в большинстве организаций: «Люди специализировались и повторяли один навык. Это, оказывается, очень эффективно в мире повторения, но это полный провал в мире, в котором мы сейчас находимся».
Мир сегодня — мир перемен, а не повторения. Это требует новых форм организации, которые будут способствовать динамичному сотрудничеству. “Люди должны видеть возможности и использовать их вместе с другими людьми в новых командах команд”, — сказал Дрейтон.
Дрейтон называет свою модель “командой команд». Вместо сохранения традиционной структуры, в которой люди работают в иерархиях, основанных на функциях или формальном разделении, организация функционирует как совокупность команд, которые объединяются вокруг конкретных целей.
В центре «команды команд» находится координирующая executive — команда, но состав каждой проектной команды меняется по мере необходимости с течением времени. Команды и члены команд работают вместе гибкими и постоянно меняющимися способами. Модель подчеркивает децентрализованную автономию, меритократию и чувство партнерства.
Другие авторы также продвигали аналогичный подход. В 2015 году генерал армии США в отставке Стэнли Маккристал опубликовал книгу под названием «Команды команд: новые правила ведения боевых действий в сложном мире». Автор рассказывает о своих усилиях по реорганизации борьбы с Аль-Каидой в Ираке, показывая, что децентрализованная модель может быть эффективной даже в таком традиционно иерархическом учреждении, как вооруженные силы США. Дрейтон, со своей стороны, начал говорить о новой организационной структуре в Ashoka несколькими годами ранее. В 2013 году он опубликовал статью под названием “Команда команд мира”.
В Ashoka внедрение подхода «команда команд» включало создание основной команды руководителей из 3 — 6 человек. Другие элементы этой структуры включают “группу архитекторов, которая фокусируется на системах” и “группу лидеров”, насчитывающую от 90 до 100 членов.
Модель «команды команд» предоставляет сотрудникам Ashoka отличные возможности для развития лидерских качеств. “2/3 времени люди проводят во временных командах — команде партнерства, команде целей”.
Сотрудники Ashoka также работают в командах, которые выходят за рамки их собственной организации. “По мере того как стена, разделяющая внутреннее и внешнее, исчезает, — говорил Дрейтон, — мы больше не думаем о командах состоящих исключительно из сотрудников Ашоки”.
Команду команд можно отличить от традиционных команд по четырем общим принципам.
Особенности традиционного командного дизайна:
• Членство в команде статично и фиксировано
• Команда, в первую очередь, определяется ее функциями и ответственностью
• Несколько человек на руководящих должностях управляют подавляющим большинством
• Люди добиваются успеха через овладение навыком и его повтор
Особенности дизайна команды из команд:
‣ Команда развивающаяся и изменчивая; члены приходят и уходят по мере изменения природы проблем
‣ Команда в первую очередь определяется целью, которая больше, чем любая команда может достичь в одиночку
‣ Очень мало иерархии; руководство, принятие решений и исполнение децентрализованы, но координируются между членами команды
‣ Члены команды добиваются успеха, принимая на себя управление по внесению изменений в любой контекст. Успешные члены команды — творцы изменений.
Наглядным примером силы и адаптивности этой модели является Pratham, образовательная некоммерческая организация, действующая по всей Индии. Pratham принял вариант модели «команда команд» для проведения опроса ASER (ежегодного отчета о состоянии образования). Проводимый ежегодно, ASER собирает данные о результатах обучения детей в домохозяйствах в 29 штатов Индии. Сбор этих данных — непростая задача. Но ASER полагается на специально созданные команды добровольцев, которые каждый год объединяются заново. Эти добровольцы — всего 30 000 человек — путешествуют из деревни в деревню, чтобы оценить навыки чтения и арифметики детей по всей стране.
Есть ли у вас есть примеры проектов, в которых использовался метод работы «команда команд»?
Статья подготовлена на основе материалов на анг.языке:
#командныйкоучинг #коучингдлярезультата #коучингкоманд #коучингкоманды #обучениекоучингу #обучениекоуч #коуч #coachonline #coach #коучотзывы #отзывыкоуч #mentor #обучениекоучинг #teambuilding #teamcoaching #team #elenachelokidi #chelokidicenter #практикакоучинг #практикакоуч #коучпрактика #коучингпрактика #командакоманд #executiveкоуч #бизнескоуч #бизнестренер