Как менеджер ведет себя в каждой конкретной ситуации зависит от множества факторов, включая доступный период времени на подготовку. Два наиболее значимых фактора — их основной предпочитаемый стиль поведения и варианты внутри него.
Роль коуча или ментора — помочь менеджерам стать более осведомлёнными о своих предпочтениях и опциях, чтобы иметь более широкий спектр вариантов реакций и выбирать наиболее подходящие и эффективные в конкретных ситуациях.
«Шесть категорий вмешательства» Джона Херона, 1975 г. — практичный вариант наглядного соединения стиля и подхода человека в ситуациях.
Херон определяет 2 основных стиля вмешательства менеджера: Фасилитирующий и Авторитарный.
👉Авторитарный стиль, как следует из названия, описывает людей, которые любят брать ответственность. Здесь есть 3 варианта:
▪️Предписывающий – определяющий для работника, что необходимо сделать и как (не обязательно «зачем»).
▪️Информирующий – описывающий личный опыт, чтобы показать работнику, что делать, а чего остерегаться.
▪️Конфронтирующий – бросающий вызов мышлению работников, иногда даже агрессивно, чтобы помочь им думать независимо.
👉Фасилитирующий стиль начинается с предположения, что подчиненные знают, что они должны делать и как. Здесь есть 3 подхода:
▪️Катарсис – вмешательство, когда они застряли или растеряны, дающее им эмоциональную поддержку, чтобы преодолеть эмоциональные блоки и найти совместное решение.
▪️Каталитический – помогающий подчиненным найти или обдумать свои сильные и слабые стороны, чтобы использовать эти знания для обнаружения вариантов движения вперед.
▪️Поддерживающий – помогающий починенным укрепить свою уверенность, самооценку и чувство вклада в командную работу.
Коуч или ментор может помочь:
▪️Сподвигая менеджера поразмышлять о своих убеждениях и опыте того, как люди реагируют на разные стили в различных ситуациях.
▪️Спросив: «Что этому подчиненному нужно от вас прямо сейчас, чтобы работать наилучшим образом?»
▪️Спросив: «Чему бы вы могли научиться, пробуя разные стили и варианты?»
▪️Рассматривая вместе с менеджерами их опыт таких экспериментов, включая обратную связь от работников.
Prof David Clutterbuck
Перевод Елена Челокиди