Параллельные процессы случаются когда коуч, ментор или психотерапевт порождают поведение или эмоцию внутри их клиентов или когда они объединяют опыт и проблемы клиента со своими собственными. Это может исказить разговор в коучинге или менторинге таким образом, что он сфокусируется – обычно неосознанно – на «повестке дня» коуча или ментора, а не клиента.
Профессиональные коучи, как правило, обучены распознавать параллельные процессы (что требует довольно много самоанализа) и «парковать» их. На более продвинутых уровнях компетентности, коуч выносит его или ее собственные эмоциональные и физические реакции на наружу, чтобы стимулировать осведомленность клиента о том, что происходит. В целом, однако, параллельные процессы изображаются как “ловушка” бессознательного, в которую может попасть неосторожный коуч.
Опытные менторы, однако, могут и используют параллельные процессы гораздо чаще, чтобы помочь себе «помочь менти». Распознавание и подчеркивание того, что говорит его менти, позволяет ментору обдумывать, каким образом их собственный опыт может быть актуален и выбирать следует ли делиться знаниями, которые проинформируют и активизируют мышление менти, и когда именно.
Часто бывает, что ментор осознает, что у него есть аналогичная проблема или дилемма той, которая была представлена подопечным. Вместо того, чтобы расценивать это как вмешательство в обучающий диалог, ментор приветствует возможность во-первых, получить подсказки о том, что происходит в голове у менти, а во-вторых, использовать разговор, чтобы стимулировать идеи относительно его собственной проблемы. Ключом к управлению этим процессом является любопытство – с постоянно находящимися в голове ментора вопросами аналогичными следующим:
*Какое понимание ситуации у менти?
*Чем это отличается от моего понимания своего собственного аналогичного опыта?
*Какие аспекты или перспективы предлагает мой собственный опыт, которые могут отсутствовать?
*Что существенно отличается в их собственном повествовании от моего?
*Чему мы можем научиться из опыта и точек зрения друг друга?
Ключевой навык ментора — это понимание, когда предоставлять свой собственный опыт , оценивая стоит ли это делать и когда это будет полезным для мышления менти, а также как это сделать . В идеале, это должно быть совместное решение, когда предложение делает ментор, например, “Было бы это полезно, если бы я поделиться тем, что произошло, когда передо мной стоял подобный вызов?”. Они не должны начинать делиться собственным опытом, не получив сначала разрешения от своего менти. Имея согласие менти, ментору следует делиться с определенными интервалами, когда обоими этот обмен воспринимается как актуальный и полезный. Важно всегда держать в поле зрения намерение такого обмена опытом– информирование и обогащение мышления менти, для того, чтобы он мог сам прорабатывать решения дальше, а также понимания того, что это действительно подходит его контексту, нежели рефлексия над тем, что бы ментор сделал в его обстоятельствах.
© David Clutterbuck, 2017
Перевод: Елены Челокиди