Среди прочих навыков эффективного развивающего наставника в мире часто выделяют чувство юмора.
Обязательное ли это качество?
Сегодня разбираемся в этом, а также в пользе юмора для наставляемых.
Смех, если его правильно использовать, неоценим для установления взаимопонимания.
Он помогает людям:
• взглянуть на вещи под другим углом,
• снимать эмоциональное напряжение,
• ускорять приток крови к мозгу, сердцу и легким,
• выделять эндорфины и подавлять гормоны стресса.
Энтузиазм гораздо теснее связан с обучением, чем скука — важно, чтобы наставник и подопечный получали удовольствие от совместных занятий!
Пессимистическое отношение и цинизм возникают от бессилия и ощущения отсутствия контроля над обстоятельствами.
Через изменения в отношениях, в смене взгляда на жизнь через призму юмора, люди начинают лучше относиться к самим себе, своей роли в организации и своему потенциалу влиять на окружающую среду.
Как правило, люди думают о наставничестве, как о чем-то очень официальном, где люди собираются и вместе начинают думать над чем-то, и где нет места шуткам.
На самом деле наставничество — это создание доверительных отношений, где люди могут свободно говорить и делиться своими проблемами. А юмор — один из действенных способов создать такую атмосферу. Он способствует установлению взаимопонимания – трудно доверять тому, с кем нельзя посмеяться.
Один из аспектов наставничества — связь с творческим мышлением. Юмор и креативность тесно связаны и оба зависят от неожиданного сопоставления концепций, видений или языка.
Эффективным наставникам нужны инструменты, чтобы комфортно работать с подопечным в отношении юмора, а для этого требуются эмпатия, гибкость и готовность сотрудничать, чтобы вывести диалог в область неизвестного.
Вот как наставники могут эффективно использовать смех в своей практике:
• Делиться юмористическими вещами, которые произошли с ними в последнее время, чтобы «расслабить» подопечного
• Искать светлую сторону в сложных ситуациях
• Исследовать несоответствия и противоречия
• Разработать визуальные образы, которые привносят элемент смешного в ситуации, когда подопечный испытывает страх или тревогу
• Дать подопечному возможность получить доступ к своему внутреннему ребенку — это поможет ему понять свои мотивы
Конечно, юмор нужно использовать как легкий оттенок на картине, чтобы гарантировать, что наставник и подопечный действительно достаточно глубоко рассматривают важные вопросы.
На наших курсах в Центре мы стараемся использовать юмор, чтобы процесс обучения был максимально эффективным.
А вы можете вспомнить ситуацию, когда вы использовали юмор в работе и вам это действительно помогло?