Как обещали, делимся основными тезисами Концепции программы развития наставничества в России до 2030глда, утвержденной 21 мая 2025 Распоряжением 1264-р.
В документе теперь однозначно зафиксированы понятия:
«наставничество» — социально-педагогическая технология сопровождения личностного и профессионального развития человека, формирования у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
«наставник» — носитель значимого опыта, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, осуществляющий наставничество в отношении наставляемого;
«наставляемый» (не подопечный и не клиент) — человек, в отношении которого осуществляется наставничество.
Определены цели наставничества:
развитие личности наставляемого,
формирование у него трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам,
передача знаний, умений, навыков, формирование позитивного отношения и приверженности традиционным ценностям многонационального российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России)
Зафиксированы на гос.уровне задачи наставничества:
создание условий для самоопределения и социализации наставляемого на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирования гармоничной, всесторонне развитой личности;
выявление и актуализация у наставляемого устойчивой внутренней мотивации к созидательной деятельности;
непрерывная поддержка наставляемого в процессе получения им новых компетенций, в том числе профессиональной деятельности;
создание условий освоения деятельности, направленных на формирование самостоятельности и ответственности наставляемого;
повышение как у наставляемых, так и у наставников уровня удовлетворенности своей деятельностью;
создание условий для привлечения в качестве наставников и наставляемых ветеранов боевых действий, в том числе лиц, принимавших участие в специальной военной операции.
Наставничество реализуется в следующих формах:
индивидуальная («наставник — наставляемый»);
коллективная («наставник — коллектив наставляемых», «коллектив наставников — наставляемый», «коллектив наставников -коллектив наставляемых»).
Описано наставничество в сфере труда — это выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности) на основании трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору.
Наставничество в сфере труда регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.
Зафиксированы виды наставничества, в том числе:
лидерское — связано с развитием лидеров коллективов, лидерских команд при помощи лидеров-наставников и их сообществ.
социальное — направлено на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности и обмен ведущим опытом между организациями (не включая наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе).
➤ Все требования Концепции в части лидерского и социального наставничества уже учтены в программах обучения наставников в нашем Центре. А коллективному (групповому) наставничеству посвящен отдельный модуль «Групповые и стратегические сессии». Ближайший старт 9-10 августа.