Сегодня делимся моделью Эрика Берна «Родитель — Взрослый — Ребенок» с точки зрения их влияния на динамику в команде.
В работе с командой руководителям, лидерам и коучам важно использовать все 3 роли — доминирование какой-либо одной сокращает возможности развития.
Эрик Берн, основатель транзактного анализа, выделил три основные психологические роли, которые люди «проигрывают» во взаимодействиях: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Роль «Родитель»
Характеризуется заботой и контролем, а также тенденцией к навязыванию правил и стандартов. В команде «Родитель» может проявляться как в форме наставничества, поддержки, так и в критике или авторитарности.
Влияние на команду:
+ Обеспечивает руководство и структуру, помогает новым сотрудникам адаптироваться и учиться.
— Может подавлять инициативу и креативность других членов команды, вызывая зависимость или сопротивление.
В зависимости от ситуации, «Родителя» можно направлять на создание положительной и поддерживающей атмосферы.
Роль «Взрослый»
Основана на рациональности и объективности. Она подразумевает анализ фактов, логическое мышление и способность к принятию обоснованных решений.
Влияние на команду:
+ Способствует эффективному решению проблем, управлению конфликтами и обеспечивает стабильность в команде.
— Иногда может быть слишком зацикленным на логике и фактах, игнорируя эмоциональные аспекты командной работы.
Эту роль хорошо применять во время решения задач, требующих логики и разрешения конфликтов, стимулирования развития умений для обдуманных и информированных решений.
Роль «Ребенок»
Связана с эмоциональностью, интуицией и творчеством. Она может проявляться через новаторство, энтузиазм, но также и неустойчивость или эмоциональные всплески.
Влияние на команду:
+ Вносит свежие идеи, способствует инновациям и развивает креативность в команде.
— Может привести к нестабильности, непредсказуемости в решениях и конфликтам из-за эмоциональной реактивности.
Важно направлять энергию «Ребенка» на творческие проекты и инновационные задачи, обучая одновременно саморегуляции и умению работать в рамках командных правил.
На модуле «Практика» курса «Мир командного коучинга» Елена Челокиди подробно рассказывает авторский подход к использованию ролей в работе с командой, примеры использования, ситуации.
А знания и навыки, полученные на курсе, пригодятся как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни, делая студентов осознанными участниками любой команды.