Как помочь компаниям и руководителям улучшить функционирование команды, повысить производительность и достижение общих целей?
Один из способов – обратиться к модели командной эффективности. Это инструмент, помогающий понять, насколько хорошо функционирует команда, и выявить зоны для развития.
С ее помощью можно ответить на такие вопросы как:
• Что может помешать команде работать на максимально высоком уровне?
• Что вызывает дисфункцию в группе?
• Что необходимо членам команды, чтобы выполнять свою работу наилучшим образом?
• Каким образом людям важно работать вместе, чтобы полностью раскрыть потенциал каждого?
Сегодня мы делимся с вами обзором модели командной эффективности Джона Катценбаха и Дугласа Смита.
Изучив команды и рабочие задачи в нескольких компаниях, авторы представили свою модель командной эффективности в 1993 году.
В их книге «Мудрость команд» (“The Wisdom of Teams”), модель изображена в виде треугольной диаграммы.
Три вершины – результаты работы любой эффективной команды.
Три стороны треугольника – необходимые компоненты для их достижения.
Изначально авторы предположили, что существует пять уровней командной работы:
1. рабочая группа
2. псевдокоманда
3. потенциальная команда
4. настоящая команда
5. высокоэффективная команда
Члены высокоэффективной команды выходят за рамки простой совместной работы и стремятся к:
‣ Продуктивности
‣ Эффективности
‣ Личностному росту каждого
Это – вершины треугольной модели.
Для достижения этих результатов команда должна работать над тремя факторами эффективности. Они составляют стороны треугольника:
Приверженность:
Команды должны быть верны делу. Это происходит, когда у них есть значимая глобальная цель, конкретные цели и общий подход к работе.
Навыки:
Членам команды необходимы:
• навыки решения проблем,
• технические навыки – для достижения своей цели
• навыки межличностного общения – для улучшения командной работы.
Ответственность:
У членов команды должна быть как личная, так и общая ответственность.
Эта модель больше всего подходит для команд, которые находятся в процессе перехода от индивидуального мышления к командному, и может помочь повысить вовлеченность и ответственность. Она также позволяет командам найти значимую цель и донести ее до всего бизнеса.
Недостаток модели – она работает только с небольшими командами, которые могут регулярно встречаться. Кроме того, если команда окажется в ловушке «раннего конфликта», она не станет сплоченной, а застрянет на стадии псевдокоманды.