Делимся с вами практическим кейсом выпускницы нашего курса «TCW:ПРАКТИКА» Ирины Касаткиной.
Ирина — опытный ТОП менеджер, профессиональный коуч, командный коуч-практик.
«Если смотреть на начало моего пути в Командном коучинге, то мне повезло 2 раза:
1. Когда ты находишься в начале пути, важно, чтобы параллельно с изучением «теоретического» материала, у тебя была возможность отработать всё на практике с командой, имея поддержку наставника. Поэтому я очень благодарна Елене Челокиди, что она создала курс «Практика», как продолжение основной программы проф. Дэвида Клаттербака «Мастерство командного коучинга».
2. Я всегда работала в корпорациях федерального масштаба. Поэтому заход в командный коучинг у меня начался с работы с командами очень высокого уровня. Это действительно было «подарком небес».
Если вы знакомы с коучингом, то знаете как удивительно может развернуться запрос на сессию – казалось бы, пришел с одной темой, а в ходе сессии понимаешь, что фокус внимания (и энергия) совсем на другом… И в командном коучинге, поверьте, происходит так же. Порой, у команды уходит много времени, чтобы сонастроиться, сделать сверку, где они сейчас, и что действительно является для них важным… А дальше – долгий путь интересного путешествия в долгосрочном контракте. Путь, полный проб и ошибок, осознания, что ты не один, путь открытий и научений …
Итак, мой опыт работы с одной из команд в рамках курса «Практика».
Команда – 6 лидеров подразделений в одном из сегментов крупной федеральной компании. Члены команды работают в компании больше 10 лет. Под ними есть свои подразделения и сотрудники (соответственно, свои собственные KPI и активности). Но есть еще и общая цель подразделения, которую сотрудники (и, как мне показалось, их лидеры) не полностью принимают – они не понимают, как могут повлиять на общий KPI всего подразделения, имея каждый свою зону ответственности и собственные высокие целевые показатели.Еще отмечу, что сами члены команды – сильные эксперты, лояльные к компании и людям, и постоянно развивающие себя и свои команды. Лидер команды недавно поменялся. На начало работы с командой сложилось впечатление, что не все знали его «в лицо».
Сложность заключалась в том, что к «институту лидерства» у команды было потеряно доверие – негативный опыт работы прошлого руководителя.

В рамках курса «Практика» было запланировано 6 командных коуч-сессий в течение 6 месяцев.

Важно отметить, что и для команды, и для коуча коучинг — определенный вызов:
команда: приходится открываться перед человеком (коучем), которого, по сути, вы видите первый раз в жизни;
коуч: с первых минут построить диалог с каждым коучИ так, чтобы установить атмосферу доверия и принятия формата предстоящей работы в партнерстве «команда – коуч»; подготовить для интервью вопросы, которые позволят максимально полно понять, что происходит в команде; заключить контракт с самим собой (у каждого из нас есть свой бэкграунд и привычные роли).
 
Сразу скажу, что Коучу в этой ситуации проще – у него в рамках курса есть возможность обсудить с Еленой Челокиди вводные, получить «подсказки»; на супервизиях с непревзойденной Бенитой Стаффорд-Смит обсудить сомнения и какие-то свои вопросы; вынести на менторинг к Елене сессии и тоже услышать советы и слова поддержки.

Вернусь к команде:
Перед началом коучинговой работы с командой было проведено интервью с каждым ее членом. Это очень важная отправная точка в работе – своего рода диагностика, в рамках которой вы знакомитесь с членами команды, создаете атмосферу доверия и партнерства (мы называем это раппорт) и формируете представление о людях и команде, возможных противоречиях и конфликтах и т.д.
Результатом диагностики становится отчет, с которого, по сути, и начинается работа с командой.
Первая командная сессия – сессия, на которой коуч презентует результаты интервью (абсолютно конфиденциально, без ссылок на людей и услышанные примеры – этика коучинга), поддерживает команду в ее обсуждениях долгосрочной цели на все 6 месяцев работы, на которой команда договаривается о правилах своего взаимодействия.

Очень интересно было наблюдать, как по мере общения внутри команды трансформировалась первоначально озвученная цель, и речь уже шла не о коммерческих показателях и местах в рейтингах, а о том, что делает команду командой – единение/общность. Потому что можно провозглашать цели, вводить KPI и системы премирования, увольнять людей и на их место искать «более результативных», но пока «сердца» в команде не начнут «биться в унисон», любые изменения не принесут должного результата.
 
Не могу не рассказать и о моем собственном вызове: я ТОП-менеджер с годами накопленной экспертизой, передо мной – бизнес-команда. Здесь, как на шахматной доске, разворачиваются различные ситуации, с которыми я сама сталкивалась в прошлом, и в которых выигрывала или проиграла когда-то. И, мне кажется, только благодаря общению с Бенитой (именно эту ситуацию я вынесла на одну из супервизий) и дополнительному материалу, который дает Елена на курсе, я удержала на своей голове «шляпу» коуча, не свалилась в хорошо знакомую мне роль руководителя или ментора, а отдала всё пространство коуч-сессий команде.

Важно было создать такую атмосферу, чтобы члены команды начали выстраивать внутри себя диалоги совсем иного формата и уровня доверия, чтобы каждому стало интересно то, что происходит в подразделениях коллег, чтобы естественным образом родились фразы: «Чем я могу тебе помочь?», «А как ты это делаешь? — Поделись», «А давайте вместе…»

Нет, эта трансформация произошла не на первой сессии (если вас убеждают, что это возможно, не верьте) — встреча за встречей, пробы и ошибки, обсуждения и споры привели команду к ее результату. Они это сделали!
 
Да, им было сложно — ведь путь изменений всегда непрост.
Было ли мне самой легко? Отнюдь.

Готовясь к каждой командной сессии, мне нужно было найти какие-то интересные инструменты, которые я передам команде, и которые помогут им дальше в их работе, мне приходилось работать с собой, чтобы удерживать коуч-позицию (и это не всегда получалось делать на «5»).

Но я была счастлива, глядя на «мою» команду, с которой началась моя практика в «Практике» — ведь им удалось сделать то, что не всегда было подвластно мне самой.
И, мне кажется, я многое бы потеряла, если пошла, как «слепой котенок», в работу с командами без поддержки моих наставников на курсе.»