Развитие мудрости коучей/менторов в партнерстве с Искусственным Интеллектом.
Дэвид Клаттербак, 2018
 
Во всех основных моделях человеческой зрелости постоянно повторяются два качества: мудрость и соединенность. Мудрость, олицетворением которой является самый первый ментор – богиня Афина, относится к процессу размышления и обучения из опыта. Таким образом, «размер» мудрости связан с диапазоном опыта, который переживает человек, прямо или косвенно, намеренно или непреднамеренно, и в некоторой степени им ограничен.
 
Соединенность — это то, как мы умеем связывать между собой наш опыт, и как мы усваиваем новые знания из контекстов, с которыми мы не знакомы. Чем больше у нас взаимодействий с миром, тем больше у нас возможностей узнавать новые закономерности, метафоры и аналогии за пределами уже известного нам. Это стимулирует новые взгляды и осознания уже внутри нашего основного «хранилища» мудрости.
 
Одним из показателей, который можно предложить для обозначения одновременно зрелости личности и коуча/ментора, является то, как люди подходят к новым знаниям и усваивают их.
 
‣ На ранних стадиях развития коучи/менторы скорее склонны хвататься за новые модели и подходы, как за блестящие безделушки. Они могут воспринимать их некритично и дискретно и не видеть более широких взаимосвязей, в контексте которых они находятся.
 
Более зрелые профессионалы, как правило, более критичны и более избирательны в том, что они решили перенять. Они рассматривают новое не только в контексте отношения к коучингу / менторингу, но и во взаимосвязи с множеством других областей знаний, часть из которых может быть тесно связана с «ядром» их собственной мудрости, другая — в гораздо меньшей степени.
 
Здесь мы можем разделить узконаправленную, широкую и многомерную мудрость.
 
«Узкая» мудрость определяется функциональным опытом — например, в авиационной технике или международном налогообложении. Она видит взаимосвязи прежде всего в сфере опыта.
 
«Широкая» мудрость, как правило, присуща людям, которые являются превосходными наблюдателями жизни. Люди с такой мудростью видят связи и параллели между контекстами, которые имеют для них личное значение. (Если вы любите классические детективные истории, вспомните отца Брауна или мисс Марпл!)
 
«Многомерная» мудрость включает в себя и то, и другое, но также включает в себя неугомонное любопытство и обучение из всевозможных аспектов человеческого исследования, опыта и знаний. Это территория эрудита, который видит связи между искусством, наукой, историей и многими другими дисциплинами. По сути пример такой мета-мудрости — Микеланджело.
 
Полезной аналогией может быть аналогия с пузырьками.
 
В случае «узкой» мудрости наблюдатель сидит внутри сферы и способен видеть все в этом пространстве внутри.
 
В «широкой» мудрости наблюдатель смотрит как внутрь этой сферы, так и наружу — внутрь окружающих пузырьков. Его или её пузырь статичен среди них.
 
В «мета-мудрости» сфера наблюдателя движется среди множества пузырьков, вбирая их в себя, и тем самым расширяя его или её собственный пузырь.
 
Вот уже много лет у меня вошло в привычку просматривать книги в книжных магазинах среди полок, где темы являются закрытыми книгами (в буквальном смысле) для меня. Удивительно (хорошо, больше уже нет), как часто я нахожу там вдохновение!
 
Поисковые системы скоро смогут многое сделать для моего развития еще более эффективно, а не только тогда, когда я оказываюсь рядом с книжным магазином.
 
Минус в том, что существующие поисковые системы подстраивают алгоритмы под те бессознательные шаблоны интересов, которые мы уже им установили, а мета-мудрость ведет нас в области, о которых мы даже не знаем, что они могут нас заинтересовать — где предсказаний меньше, чем инстинктов.
 
С развитием искусственного интеллекта совместное обучение коуча/ ментора с поддержкой информационных систем поможет в развитии еще одного аспекта мудрости – соединения знаний и понимания себя самих со знанием и пониманием удивительно сложного разнообразия пузырей окружающего нас мира.