Недавно мы опубликовали 1 часть интервью издания GULDKANTEN, Швеция с Еленой Челокиди. Сегодня делимся с вами вторым отрывком.
(Сильвиу Коста, менеджер по маркетингу GULDKANTEN) — Когда вы рассказываете, создаётся впечатление, будто командный коучинг это действительно увлекательный процесс – все звучит комплексно и одновременно с этим весело. И мне действительно стало интересно,чем командный коучинг отличается от индивидуального?
(Елена) – О, основное отличие в клиенте, как вы можете себе представить. Клиент — это команда. Когда мы используем термин клиент в индивидуальном коучинге, мы предполагаем одного человека перед собой. А клиент в командном коучинге — это команда как единое целое. И это значит, что там я не для каждого из них! Нет, я там для их команды, и при этом я понимаю, что команда состоит из отдельных людей. Это немного сложно и означает, что командный коуч работает не только с людьми, которые там одновременно находятся (как группа). Ведь когда мы говорим ”команда”, это значит, что между людьми есть взаимосвязи, и, одновременно мы работаем с этими связями. Вот почему командный коуч должен знать и чувствовать скрытые и явные динамики, и задавать действительно сильные вопросы одновременно для каждого в комнате.
(С) – Это действительно звучит как очень-очень комплексный процесс…
(Е) — Да, и если вы концентрируетесь на каждом отдельном человеке в комнате, вы не сможете следовать за всеми ними одновременно и за всеми этими процессами. И, действительно, проще чувствовать всеми своими чувствами, что происходит в воздухе в комнате: что не так с их коммуникациями, что не так с их взаимосвязями, это помогает намного больше, чем концентрация на каждом человеке в комнате одновременно.
(С) – Определённо это имеет смысл. Если суммировать отличия в работе в индивидуальном и командном коучинге, получается, что в командном коучинге мы смотрим на все взаимодействия между людьми и не фокусируемся на одном человеке.
(Е) – Верно! И, например, когда во время обсуждения конфликтной ситуации напротив нас индивидуальный клиент, он может только представлять, как бы он поступил, но непосредственно там мы не присутствуем. Во время командного коучинга мы находимся прямо там, и нам необходимо иметь навыки разрешения конфликтов. Или, к примеру, так как перед нами больше 1 человека, необходимо иметь навыки фасилитации, чтобы помочь команде, когда это необходимо.
(С) – Звучит очень занимательно. И теперь я бы предложил подумать, что команда может получить от коучинга? Вы ранее упомянули, например, что у них есть конкретная цель, и они могут ее достичь. Или же до этого вы еще упомянули про управление конфликтами – но есть ли ещё другие вещи, которые команда может получить от командного коучинга?
(Е) – Да, одна из основных вещей, как бонус во время командного коучинга – тимбилдинг, выстраивание доверия между членами команды. Без строительства доверия ничего не получится в движении к их цели.
В целом есть 3 основных области, в которых команды хотят достичь чего-то — делать вещи быстрее/по-другому или быть более эффективными.
При этом мы помогаем команде, как я уже говорила, в 2 направлениях – продвигаться к цели и одновременно выстраивать доверие, разрешать конфликты, определять ценности и затем действовать в соответствии с этими ценностями, улучшать процессы постановки цели и принятия решений или развивать обучение из ошибок, развивать ответственность и т.д.
Поэтому я могу сказать, что в командном коучинге, помимо работы над основной конкретной целью команды, мы улучшаем все аспекты нормального функционирования команды и «учим» членов команды, как коммуницировать эффективно. Кроме того, когда мы покидаем команду, нам следует оставить их в состоянии продолжать работу, используя новые навыки. Таким образом, мы покидаем их способными жить в новом режиме.
(С) — Итак мы проговорили, что нужно держать в фокусе как людей, так и взаимосвязи. А теперь мы ещё услышали о столь большом числе областей, на которых нужно сфокусироваться. Отсюда вопрос – какими качествами, по вашему мнению, должен обладать хороший командный коуч?
(Елена) — Я думаю, это 5 основных качеств – не так уж много.
Первое – создание пространства доверия вокруг.
В командном коучинге мы хотим, чтобы люди коммуницировали по-другому – открыто и честно, поэтому очень важно быть способным выстраивать такую атмосферу. Быть ролевой моделью такого стиля поведения. Это очень важный навык — иногда это действительно выглядит странно, когда коуч идет к команде и хочет, чтобы они были честными, но одновременно сам не делится с ними своими наблюдениями или чувствами. Т.е он не честен – тогда почему они должны быть?
Другое качество – это заключение сильного контракта.
Всегда есть разные мнения и ожидания, и даже разный язык, например, если у нас есть несколько людей в комнате. Поэтому важно быть очень четким относительно взаимных ожиданий и желаемого результата. Это ещё очень важно, т.к в середине контракта мы обычно имеем ситуации, когда люди говорят: ”Мы не согласны с взаимными обязательствами”. Хорошо, почему бы и нет, давайте в таком случае посмотрим наш контракт или наши правила.
Следующее качество – поддерживать фокус на цели и качестве взаимодействия одновременно.
Так как у нас несколько людей во время дискуссии, и мы погружаемся в глубокие разговоры, очень важно помочь команде возвращаться к действиям и решениям в конце сессии. И это более сложно, чем иметь 1 человека на сессии, ведь несколько человек действительно хотят идти глубже и глубже в тему разговора. Поэтому и важно для нас помогать им держать фокус на цели: ”Как эта дискуссия/коммуникация помогает вам двигаться вперед”?
Четвертое качество — чувствовать и замечать динамики в пространстве/ помещении.
Как я сказала до этого, всегда есть динамики между людьми, и у них есть свои причины и правила развития, некоторые из которых являются положительными, а некоторые отрицательными для развития команды. И наша ответственность — замечать их, так как порой члены команды сами не разрешают или даже не осознают.
И последний навык — давать обратную связь тому, что заметили.
Я всегда говорю, что наша основная задача делать тайное явным для команды. Это здорово, что вы можете чувствовать и замечать динамики – не храните это в себе! Пожалуйста, поделитесь с людьми – это ваша работа: говорить, что вы замечаете!
Достаточно сложно давать обратную связь даже 1 человеку, и намного сложнее давать её нескольким людям, особенно если подсвечивать зоны роста. Но это наша основная работа, как командных коучей.
(С) – Я замечаю, что некоторые из качеств взаимосвязаны – одно вытекает из другого. Например, в части возврата наблюдений и чувств команде и выстраивания доверия – о чем вы сейчас говорили, они взаимосвязаны.
(Е) — Да, и не только это – наши наблюдения и чувства мы также, как коучи, связываем с достижением цели – ”что это значит для вас относительно достижения вашей цели”?
(С) – Да, это касается 3-го качества — я заметил. А как много времени занимает развитие этих качеств у коуча? Это долго?
(Е) – Я думаю — да. Например, у нас есть базовая программа обучения коучингу, состоящая из 3 модулей, и также Практика на 6 месяцев. Я убеждена, что проживание опыта критично важно для развития навыков командного коуча: можно много говорить, как это должно быть, и как вести себя в разных ситуациях, но надо прожить этот опыт и найти ответы самому.
А за продолжением темы следите за публикациями!
Информацию о мероприятиях нашего Центра вы найдёте по ссылке www.center-ch.ru
Заходите, там интересно