Прочитала недавно статью о том, что «Смысл, который МЫ вкладываем в нашу коммуникацию не всегда равен СМЫСЛУ, который получается в голове у собеседника».
Думаю, что важно сюда ввести еще понятие ВОЗДЕЙСТВИЯ, которое в итоге оказала коммуникация, и наше изначальное НАМЕРЕНИЕ.
Часто конфликты мы наблюдаем, когда одно и то же понятие имеет разное ЗНАЧЕНИЕ для сторон, и, как следствие, НАМЕРЕНИЕ также влечет нежелательные последствия.
Итак:
Допустим, у вас есть в голове мысль/идея/что-то, что вы хотите, донести до другого человека, и есть ваше желание, чтобы он заинтересовался/ответил/сделал так, как вы ожидаете.
Вы выбираете (а иногда не выбираете) слова/ жесты/ мимику, чтобы передать СМЫСЛ. Однако это только ВАШ СМЫСЛ, только в вашей голове, и он еще не в голове другого человека (и, возможно, никогда там не будет именно в вашей интерпретации).
Важно то, ЧТО другой человек получает/ понимает/извлекает из того, что вы говорите, и каким ЗНАЧЕНИЕМ это наделяется в его голове на основе ряда факторов, например:
• Ваш тон голоса, жесты и мимика
• Ваши слова и выражения
• Контекст разговора
• Переживания другого человека по поводу вас и предмета разговора
• Текущее эмоциональное состояние другого человека
Важно конкретное ЗНАЧЕНИЕ, которое другой человек вкладывает в каждое из используемых вами слов, жестов, мимики, тона и т.п., которые вы выбрали как с точки зрения фактического значения (денотативное значение), так и с точки зрения эмоциональных ассоциаций с этим словом (коннотативное значение).
Исходя из полученного ЗНАЧЕНИЯ, человек отвечает/действует/ реагирует, и вы получаете ВОЗДЕЙСТВИЕ своей коммуникации. Оно может быть как ожидаемым, так и неожидаемым.
Часто в основе конфликтов лежит как раз не ожидаемое ВОЗДЕЙСТВИЕ.
Как можно минимизировать такое «недопонимание»:
⠀
Сверяйте общий «словарик» и пополняйте его по мере появления новых слов, уточняйте, так ли вы поняли друг друга на уровне действий.
Иначе легко попасть в ловушку игры «я знаю, что ты знаешь, что я знаю..» и «ты специально делаешь так, будто не понимаешь..».
Такими прояснениями/сверками часто занимается командный коуч, приходя в команду и наблюдая конфликтные ситуации, когда разговор идет о целях, ролях, ценностях, действиях. Он передает навык обсуждения команде. Это требует смелости и компетенции, которую я очень стараюсь передать, в свою очередь, студентам – командным коучам.
⠀
Сверяться важно также и в НАМЕРЕНИИ – оно бессознательно или сознательно определяет набор жестов/мимики/тона/слов. Мы можем говорить нейтральные вещи «о погоде» и, при этом, иметь намерение задеть или приободрить человека – он воспримет именно НАМЕРЕНИЕ!
⠀
3-е правило коммуникации в транзактном анализе гласит: «Поведенческий результат коммуникации определяется на психологическом, а не на социальном уровне»!
⠀
Сознательное НАМЕРЕНИЕ – то, о котором мы можем легко сказать и с ходу дать объяснение нашему поведению. Например, человек ведет себя в команде некорректно, мы можем спросить его и сразу получить ответ:
• Какое было твое намерение, когда ты говорил/делал это?
• Какое, как ты думаешь, это оказало воздействие? (мы можем также спросить членов команды, что каждый думает/ чувствует, чтобы увидеть картину)
• Что ты можешь изменить в следующий раз, чтобы твое намерение реализовалось?
⠀
Часто в команде важно найти лишь первую точку недопонимания, и конфликт разрешится!
⠀
Бессознательные НАМЕРЕНИЯ хорошо описаны как паттерны в теории систем и сценарии в транзактном анализе. Наша задача — бессознательное перевести в сознательное. Это очень интересная тема и достойна отдельной статьи.
⠀
На практике помогает задать вопросы:
• Что НА САМОМ ДЕЛЕ я хочу?
• Какое мое намерение НА САМОМ ДЕЛЕ?
• А что НА САМОМ ДЕЛЕ сейчас хочет человек?
⠀
Коучам важно спрашивать себя перед сессиями «Какое мое намерение на сессию?», и идти намерением сотрудничества, поддержки развития клиента и тд.
⠀
Если у вас будет намерение помочь/спасти/довести – вы это и получите, а команда или клиент займет то положение, которое вы им и проецируете.
⠀
Помните: влияя на свое намерение, мы влияем на всю коммуникацию!
⠀
Автор: Елена Челокиди